Изменения в статье 86 налогового кодекса с 1 июля 2018 говорят о том, что банки обязаны давать сведения о состоянии личных счетов граждан России, если из органов налогового контроля поступит последующий запрос. Об этих и прочих спорных вопросах можно прочитать в данной статье.

Содержание

  1. Законодательная база
  2. Поправки к закону
  3. Информация, распространяемая в сети Интернет
  4. Порядок осуществления контроля
  5. В каких случаях осуществляются запросы
  6. Контроль за банковскими картами

Законодательная база

Статья 86 Налогового Кодекса была принята в 2013 году. Согласно этой статье, налоговая полиция имеет право запрашивать банки об открытии, закрытии, состоянии счетов, наличии задолженностей и прочих сведений, касающихся как личных сбережений физических лиц, так и счетов, открытых юридическими лицами, то есть, предпринимателями.

Поправки к закону

В 2018 году законодателями были внесены поправки к статье 86.

Они касаются исключительно соглашений и контрактов, связанных с получением доходов от продажи или покупки драгоценных металлов.
Согласно данным поправкам, банки обязаны сообщать налоговому органу сведения, касающиеся так называемых «металлических счетов».

Под «металлическим» счетом понимается помещение слитков драгоценных металлов в банк с целью дальнейшего хранения. Банк обязуется вернуть драгоценности в первоначальном виде по окончанию срока контракта.
 
Теперь налоговая будет осуществлять контроль состояния «металлических» счетов в банке и получать о них требующиеся сведения по требованию в трехдневный срок по электронной почте.
Таким образом, все изменения в законе касаются лишь «металлических» счетов и сделок с драгоценными металлами. Контроль личных счетов граждан будет осуществляться в прежнем порядке.

Информация, распространяемая в сети Интернет

Информация, касающаяся изменения в законе, которую распространяют некоторые сайты и социальные сети, сосредоточена на ряде новых прав, которые якобы получила налоговая служба.
 
1. Блокировать все показавшиеся подозрительными счета по собственному усмотрению.
 
2. Требовать от владельца счета доказательства того, что поступаемые на электронный счет денежные суммы не являются доходом.
 
3. При отсутствии доказательств облагать налогом все поступления.
 
4. Наказывать граждан, которые не смогли объяснить, откуда и почему на карту поступили определенные суммы денег.
 
5. Запрашивать информацию о любых поступлениях денежных сумм у банков и автоматически облагать их налогом.
 
6. Назначать штрафные санкции гражданам в случае выявления неуплаты налога в сумме, составляющей 20% от суммы налога.
Перечисленные выше сведения не подтверждаются доказательствами.

Порядок осуществления контроля

Распространяемая информация о том, что с 1 июля налоговая контролирует счета физлиц особым образом, не имеет оснований.
 
Налоговая служба посылает запросы, касающиеся счетов физических лиц, в банки в ряде случаев.
 
1. При проведении налоговой проверки. Данные проверки могут осуществляться по инициативе самих граждан, например, если они подают заявление на налоговый вычет. Это возможно при приобретении недвижимости, при внесении оплаты за курс обучения детей или близких родственников, при прохождении дорогостоящего курса лечения.
 
2. При осуществлении налоговой проверки контрагентов, задействованных в проведении сделок, связанных с получением дохода.
 
Законом не предусмотрено других поводов для проведения контроля личного счета физического лица.

В каких случаях осуществляются запросы

Есть ряд случаев, когда налоговый орган может заинтересоваться личным счетом человека и произвести запрос в банк.
 
1. Крупные переводы. В этом случае запросы осуществляются, согласно Федеральному закону № 115. Он касается противодействия финансовой поддержке террористических организаций.
 
2. Постоянные периодические поступления денежных сумм, не относящихся к официальной оплате труда.
 
В этих случаях владелец счета обязан объяснить источник поступления данных сумм. Налогом не облагаются поступления, если денежная сумма:

     

  • является подарком;
  •  

  • внесена в счет погашения взятого ранее долга.

 

Подобные запросы проводились и ранее, до принятия поправки к закону.

Контроль за банковскими картами

Информация о том, что поступления на карты будут контролироваться особым образом, ничем не подтверждается.

Все проверки по пластиковым картам, предусмотренные законодательством, будут осуществляться налоговой службой в прежнем порядке. Особое внимание уделяется тем банковским картам, на которые приходят суммы, относящиеся к оплате за аренду жилья и прочих помещений.

В случае проверки банковской карты и установления факта регулярных поступлений денег на нее, налоговая служба не имеет права списывать с этих сумм налоги в автоматическом порядке. Согласно установленному законом порядку, служба обязана произвести следующие действия:

     

  • анализ годового дохода владельца карты;
  •  

  • запрос декларации доходов;
  •  

  • требование обосновать поступление денежных сумм.

 

Если налоговая служба аргументированно доказывает, что поступающие на карту средства являются доходом физического лица, она имеет право затребовать налог.

При переводах денежных сумм, которые осуществляются эпизодически, например, в качестве подарка, либо оплаты мелких займов, данные средства не могут считаться прибылью. То есть, физическое лицо, являющееся владельцем карты, не обязано платить на них налог.

Сведения о том, согласно поправке к статье 86, налоговая инспекция может полностью контролировать счета и банковские карты граждан, не обоснованы и не подтверждаются фактами. Порядок осуществления контроля счетов не изменился.