Кроме того, человек ежедневно оставляет огромное количество бытового мусора после себя.
Существует закон, который регламентирует планомерную утилизацию. Это – федеральный закон об отходах производства и потребления 2019 №89. Что из себя представляет данный акт, какими были последние изменения расскажем далее.

Содержание:

  1. Краткая информация о законе
  2. Какие существуют классы отходов
  3. Каковы функции государства
  4. Что говорит закон
  5. Последние изменения
  6. Какая ответственность предусмотрена за неисполнение ФЗ 89.

Краткая информация о законе

Закон ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» был принят Государственной думой 22 мая 1998 года. Сейчас он значительно отличается от первоначального, так как неоднократно изменялся и дополнялся.

Этот федеральный закон – ключевой документ, описывающий принципы работы, которая заключается в различного рода манипуляциях и использует классы отходов, имеющих разный уровень опасности.

В законе описывается, какую политику применяет государство в данной области, как нормируются, регулируются процессы, происходящие с отходами: образование, хранение, утилизация, детоксикация. В ФЗ 89 всего 8 глав и 31 статья. Некоторые из них не имеют силы, что также указано в законе.

Какие существуют классы отходов

Отходы производства и потребления – вещества, предметы и материалы, которые были получены в ходе производственного, потребительского процесса и подлежат устранению.
 
Важно понимать, что хранение и накопление отходов – разные понятия. Первое означает перемещение их на место, предназначенное для будущей утилизации, детоксикации или временного захоронения (более 11 месяцев). Накопление же отходов – это их помещение на специальные площадки на более короткий срок, то есть меньше 11 месяцев.
 
Утилизация отходов позволяет использовать их как материал для создания новых товаров, составляющих частей для очередного использования.
 
В последнем пункте первой главы Федерального Закона 89 содержится классификация отходов. Их разделение основано на принципе вредности и опасности для живых организмов и окружающей среды.
Классы отходов:

I. Чрезвычайно опасные (ртутьсодержащие).
 
II. Высокоопасные (аккумуляторы, сильные кислоты, щелочи).
 
III. Умеренноопасные (автомобильное масло, некоторые металлы).
 
IV. Малоопасные (твердые бытовые отходы, компьютерные отходы, покрышки).
 
V. Почти не опасные (бумажные и картонные отходы, смет с улицы).

Каковы функции государства

Решая вопрос об отходах производства и потребления, государство придерживается определенной политики:
 
1. Действия, которые совершаются с отходами, направлены на сохранения здоровья и жизни человека, биологического разнообразия, благоприятной экологической обстановки.
 
2. Должна прослеживаться тесная взаимосвязь между областью экономики и областью экологии для благоприятного общественного развития.
 
3. Введение в манипуляции с отходами не дорогостоящих, но эффективных технологичных установок.
 
4. С целью максимального сокращения отходной массы, мероприятия по переработке отходов должны иметь высокие показатели.
 
5. Обязательная экономическая регуляция, позволяющая еще больше сократить количество отходов, употребить их в хозяйственной деятельности.
 
6. Обеспечение свободного доступа к данным этой сферы согласно закону РФ.
 
7. Сотрудничество с другими государствами для достижения общих целей в вопросе об отходах.
 
Изучив основные принципы политики РФ в этой сфере, выделена последовательность действий, позволяющих следовать этой политике:

     

  • Применение изначального сырья в максимально возможной степени;
  •  

  • Выполнение действий, препятствующих образованию разнообразных отходов;
  •  

  • Уменьшение общего количества отходов, выполнение мероприятий, способствующих понижению класса опасности в месте их появления;
  •  

  • Мероприятия по обработке, переработке и утилизации.

Что говорит закон

В 3 главе (11 статья) Федерального Закона об отходах есть информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые используют помещения, конструкции и имеют дело с отходами.
 
Здесь упоминается, что юридические лица и ИП, чье производство приносит вред окружающей среде, должны выплачивать определенную сумму за размещение отходов. В их обязанности также входят: быть в курсе всех новых технологий, позволяющих сократить выход отходов, наблюдать за экологической обстановкой и анализировать ее в местах захоронения отходов, иметь при себе документацию для подтверждения законности действий.
 
Кроме того, рассматриваемый закон об обращении с отходами гласит, что вышеназванные лица, деятельность которых заключается в сборе, транспортировке, переработке, утилизации отходов, обязаны иметь при себе лицензию на подобную деятельность. При неимении этого документа, предприятие не сможет заниматься отходами, и следовательно, производством вообще.

За невыполнение этого условия руководитель может понести административное наказание.

Если у предприятия в результате работы образуются остатки этого производства, специалисты должны определить степень (класс) опасности. Изучается состав смеси, определятся его влияние на окружающую среду. Составляется паспорт отходов.

Планируемые изменения

В 2019 году произошли некоторые изменения в законе об отходах производства и потребления:

     

  • уточняются некоторые понятия;
  •  

  • произошел пересмотр полномочий федеральных и региональных объектов власти в отношении отходов.

 

Теперь в полномочия государства входят регулирование порядка разработки, общественного обсуждения, подтверждения и корректировании территориальных схем обращения с отходами и установка требований к площадкам для хранения.
 
Органы субъектов РФ с 2019 года занимаются созданием и поддержанием площадок, ведением реестра, формированием эко-культуры.

     

  • зона деятельности региональных операторов определяется схемой;
  •  

  • юридические лица вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором, если на их территории есть объект размещения отходов;
  •  

  • уточнены правила установки тарифов, предусмотрены льготы по их уплате;

 
Помимо прочего, закон об отходах в новой редакции обязывает производителей выполнять нормативы утилизации, и если они не будут выполнены, производителя обяжут выплатить экологический сбор. Этот сбор расходуется исключительно на созданий мощностей по утилизации.

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение ФЗ 89

Ответственность, которую понесет руководитель производства при неправильном обращении с отходами, может быть любой, вплоть до уголовной. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке в рамках судебного разбирательства.