В данной статье описывается, что делать, если страховая не платит по ОСАГО. Порядок действий, предложенный в статье, позволяет решить конфликт в пользу автовладельца и получить положенную страховку.

Содержание:

  1. Законодательная база
  2. Сроки выплат ОСАГО
  3. Обязанности страховой компании
  4. Размеры компенсаций
  5. Определение размера выплат
  6. Законные поводы для отказа
  7. Порядок действий
  8. Независимая экспертиза
  9. Претензия компании
  10. Жалобы
  11. Обращение в суд
  12. Возмещение морального вреда

Законодательная база

Страховая компания обязана выплачивать страховку по ДТП , согласно двум нормативным актам:

     

  • закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  •  

  • положению Банка России от 19.09.2014 №431-П.

 
Этими положениями установлены конкретные сроки выплат, а также ответственность за их нарушение.

Сроки выплат ОСАГО

Согласно закону, страховая компания имеет право рассматривать каждый конкретный случай ДТП в течение следующих периодов времени:

     

  • 20 дней, если ситуация стандартная;
  •  

  • 30 дней, если поврежденный автомобиль направлен на ремонт в определенной мастерской, которая официально сотрудничает со страховой компанией.

 
Выходные и праздничные дни не входят в указанные выше периоды.

Обязанности страховой компании

В указанный период времени страховая компания должна рассмотреть вопрос. Далее следует два варианта развития событий.
 
1. Компания в полной мере выплачивает компенсацию.
 
2. Компания присылает потерпевшему официальный отказ в выплатах, с подробным объяснением своей позиции.
 
Имея данный документ, заявитель вправе обратиться в суд для оспаривания решения страховой компании.

Размеры компенсаций

Согласно законодательству, страховая компания обязана возместить ущерб автовладельцу в следующих размерах:

     

  • 400 000 рублей, в случае если пострадало только имущество;
  •  

  • 500 000 рублей, если в результате происшествия пострадали или умерли люди.

 
Если урон исчисляется большими суммами, то недостающие деньги обязан выплатить виновник аварии.

Определение размера выплат

машина калькулятор
Размеры выплат определяются двумя путями:
 
1. Согласно установленным нормам.
 
2. Согласно экспертизе, по результатам которой определяется размер причиненного урона.
 
Чаще всего страховые компании стремятся провести самостоятельную экспертизу, после которой они либо не платят страховку за аварию, либо сумма произведенных ими выплат существенно занижается. В этом случае пострадавшему рекомендуется привлечь независимых экспертов и организовать экспертизу, при которой должен присутствовать и представитель страховой.

Законные поводы для отказа

В ряде случаев страховая компания вправе отказать потерпевшему в компенсации ущерба.
 
1. Невозможно доказать факт происшествия и характер повреждений автомобиля. Такое случается, если автовладелец уже отремонтировал машину, ибо она была продана другому человеку или сдана в металлолом.
 
2. Отсутствует полис.
 
3. Авария случилась в то время, когда действие полиса было приостановлено, либо он не был приобретен.
 
4. Страховая компания не была извещена о факте аварии.
 
5. Авария случилась при проведении автогонок, испытания новой модели автомобиля, либо учебной поездки на специально отведенной для этого территории.
 
6. Авария произошла из-за того, что на автомобиле везли особого рода груз, который был застрахован по другой программе страхования.
 
7. Виновником происшествия является сам автовладелец.
 
8. Машина была повреждена при проведении погрузочных мероприятий.
 
9. Люди пострадали при исполнении служебных обязанностей, и страховка должна быть выплачена по другому полису.
 
10. Ущерб связан с загрязнением окружающей среды.
 
11. Происшествие случилось в условиях форс-мажора, например, при военных действиях, стихийных бедствиях или природных катаклизмах.
 
В прочих случаях, если страховые компании задерживают выплаты по ОСАГО или отказываются компенсировать ущерб совсем, их действия квалифицируются как незаконные.

Порядок действий

Разработан четкий план действий в случае, если страховые компании задерживают страховую выплату более 20 дней или вовсе отказываются платить.

Независимая экспертиза

Провести экспертизу можно в частной фирме, которая специализируется на подобных услугах. По итогам данной проверки будет четко установлено, какие именно повреждения были нанесены машине во время аварии.
 
Согласно правилам, независимая экспертиза организуется следующим образом:

     

  • с компанией, имеющей лицензию на оказание подобных услуг, заключается договор;
  •  

  • устанавливается время проведения данного мероприятия;
  •  

  • в страховую компанию направляется письмо с уведомлением о том, в каком месте и в какое время будет проводиться процедура оценки ущерба;
  •  

  • составление оценщиком двух экземпляров заключения, один из которых в дальнейшем может быть направлен в суд;
  •  

  • после проведенной экспертизы копии всех документов и фотографий присылаются в страховую компанию, вместе с составленной претензией.

 
Согласно закону, представитель страховой компании имеет право присутствовать при проведении экспертизы, задавать вопросы оценщику и наблюдать за его работой.

Независимо от того, явился ли представитель компании, результаты экспертизы считаются законными.

Заключение, вынесенное независимым экспертом, будет иметь юридическую силу и служить доказательством при обращении в суд.
 
Оплачивает услуги данной компании автовладелец. В дальнейшем эти расходы можно будет взыскать со страховой компании.
 
Если при аварии пострадал не только автомобиль, но и люди, необходимо будет получить заключение об ущербе, причиненном их здоровью.

Претензия компании

машина закон
Необходимо составить письменную претензию и направить ее в страховую компанию. В данном документе излагается следующее:

     

  • все факты, связанные с аварией;
  •  

  • порядок расчета суммы ущерба;
  •  

  • факт и результаты проведенной независимой экспертизы.

 
Рекомендуется отослать бумагу заказным письмом с уведомлением о вручении, либо принести ее в компанию лично и вручить ее руководителю под роспись.

Жалобы

Поскольку обращение в суд и разбирательство может занять длительное время, можно попытаться решить вопрос в досудебном порядке. Для этого необходимо знать, куда обращаться с жалобами.
 
1. Российский Союз Автостраховщиков.
 
2. Департамент страхового рынка ЦБ РФ.
 
Данные организации рассматривают жалобы подобного рода. При подаче заявления рекомендуется приложить копии всех бумаг и свидетельств, имеющих отношение к решению проблемы, например, заключения независимого эксперта, медицинские справки.

Обращение в суд

Если обращение в различные инстанции не принесли результата, необходимо подавать заявление в суд. Рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу, который может взять на себя следующие функции:

     

  • грамотная формулировка исковых требований в заявлении;
  •  

  • подтверждение позиции истца необходимыми доказательствами;
  •  

  • выступление от имени истца в суде.

 
В дальнейшем, если суд признает правоту истца, все издержки, связанные с оплатой услуг юриста, могут быть взысканы со страховой компании.
 
При обращении в суд необходимы следующие документы:

     

  • копии всех писем и претензий, которые отсылались в страховую компанию;
  •  

  • заключение независимого эксперта;
  •  

  • медицинские заключения, если при аварии пострадали люди;
  •  

  • ответ страховой компании на претензии.

 
Если истец выиграет судебный процесс, то страховую компанию обяжут:

     

  • выплатить полную сумму компенсации по ОСАГО;
  •  

  • возместить истцу деньги, потраченные на экспертизы, заключения и все судебные издержки;
  •  

  • уплатить штраф в размере, равном половине положенной истцу компенсации.

Возмещение морального вреда

В ходе судебного разбирательства можно попытаться взыскать со страховой компании моральный вред. Это регламентируется законом «О защите прав потребителя». Моральный вред выплачивается в случае, если факт перенесенных моральных и физических страданий имеет четкие доказательства.

Также необходимо будет доказать, что эти страдания были причинены потерпевшему именно из-за того, что компания отказывала компенсировать полученный в результате ДТП ущерб.

Грамотные действия помогут автовладельцу отстоять свои права в конфликте со страховой компанией и добиться положенной компенсации.