Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый час. После того, как все вопросы между нарушителем и потерпевшим решены, наступает время страховых выплат. Однако зачастую страховые компании недобросовестно выполняют свои платежные обязательства.
Страховая компания обязана выплачивать страховку по ДТП , согласно двум нормативным актам:
1) закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
2) положение Банка России от 19.09.2014 №431-П.
Этими положениями установлены конкретные сроки выплат, а также ответственность за их нарушение.
Почему страховые компании могут отказать в выплате?
Страховая служба вправе отказать в выплате по ОСАГО, если ущерб причинен по следующим причинам:
- Ядерный взрыв или радиационное заражение.
- Умышленное повреждение владельцем.
- Военные действия или военные учения.
- Гражданская война или забастовки.
Если автовладелец не уведомил страховую компанию о ДТП по истечении оговоренных в договоре сроков, на возмещение не стоит даже надеяться. Кроме того, лицу, предоставившем документы о ДТП, оформленном без сотрудников полиции, а также в случае ремонта транспортного средства без осмотра страховой компании, также может быть отказано.
Как происходит отказ?
К отказу могут быть отнесены те случаи, когда владелец пострадавшего автомобиля не получил ответа от страховой службы или получил отказ в виде официального письма. Также компания может занизить сумму платежа.
По договорам ОСАГО, заключенным до сентября 2014 года, срок рассмотрения заявлений составляет 20 дней, после 1 сентября 2014 года – 30 дней.
Что может быть сделано?
Если вы не согласны с решением страховой компании, вы можете подать жалобу, которая должна содержать следующие элементы:
- название страховой компании;
- персональные данные, а также почтовый адрес места жительства;
- требования и описание обстоятельств, повлекших за собой составление жалобы, с обязательными ссылками на нормативные акты;
- детали банковского счета;
- расшифрованная подпись.
Кроме того, к запросу должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность требований. Необходимо проверить наличие оригиналов или заверенных копий паспорта пострадавшего, документов о собственности на автомобиль, справки с места ДТП, а также соответствующего протокола, полиса ОСАГО.
В случае, если компания оставит жалобу без ответа в течение 5 дней, в этом случае вы можете подать иск на рассмотрение в суд. К этому заявлению должны быть приложены все вышеперечисленные документы, а также подтверждение того, что заявление отправлено в страховую компанию.
Что заставляет вас обращаться в суд?
Владелец автомобиля, подав исковое заявление на рассмотрение в суд, может добиться различных результатов. В случае успеха потерпевший может получить полную сумму страховой выплаты, а также компенсацию морального вреда.
Нужно будет доказать, что эти страдания (моральный вред) были причинены потерпевшему именно из-за того, что компания отказывала компенсировать полученный в результате ДТП ущерб.
Кроме того, вы можете потребовать возврата уплаченной госпошлины, а также расходов на юридические услуги и расследования.
Страховая компания может уплатить штраф за отсутствие или просрочку ответа в размере пяти сотых процентного пункта от максимального размера страховой выплаты. Еще одним штрафом является просрочка срока страхового возмещения. Оплата в этом случае составит 1% за каждый день просрочки.
Кроме того, страховая компания должна будет выплатить штраф за неисполнение требований потерпевшего в добровольном порядке в размере половины суммы, присужденной истцу судом. Если страховая компания выплатила часть суммы, она должна выплатить половину разницы между суммой, определенной судом, и суммой, уже выплаченной компанией.